История кафедры А5

Кафедра А5 и ее научно-педагогическая  школа, широко известна и признана специалистами в области аэрогазодинамики и динамики полета летательных аппаратов. Ее создал профессор Исаак Павлович Гинзбург (1910-1979), выдающийся организатор научных исследований.  Им подготовлено свыше 125 кандидатов наук, из которых 16 человек стали докторами наук при его жизни.

Семинары Всесоюзного уровня в ЛМИ И.П. Гинзбург организовывал регулярно 11 раз.
I-й Всесоюзный семинар по газовым струям состоялся в 1957 году, т.е. 59 лет тому назад. Эти семинары, собиравшие сотни специалистов из ведущих организаций и вузов страны, были исключительно важной формой научного общения.

Работы И.П. Гинзбурга и его учеников заняли достойное место среди исследований отечественных ученых по аналогичным проблемам.

Сохраняя традиции, семинары по проблемам механики жидкости, газа и плазмы регулярно организовывали ученики И.П. Гинзбурга. В июне 2010 г. прошел ХХII семинар в связи со столетним юбилеем учителя. В июне 2012 г. состоялся ХХIII семинар в г. Томске.
В 2016 г. – ХХIV семинар в г. Новосибирске.

Научные исследования на кафедре аэрогазодинамики и динамики полета  ЛВМИ (ЛМИ). Творческие планы И.П. Гинзбурга, связанные с масштабными научными исследованиями, могли быть реализованы только в коллективе специалистов высокой квалификации. Кафедра № 5 была создана в 1949 г.

Лабораторная база кафедры. В течение ряда лет были введены в строй следующие установки: малая дозвуковая труба (скорость до 16 м/с); дымовая установка для визуализации плоских течений;  большая дозвуковая труба (скорость до 55 м/с) со ступенчатой регулировкой скорости (диаметр рабочей части – 600 мм); большая сверхзвуковая труба;  компрессорные установки типа ЭК-15; баллонная система; оптическое устройство ИАБ-451 для сверхзвуковой трубы.

В последующие годы были изготовлены и смонтированы:  трехкомпонентные механические аэродинамические весы (В.Ф. Савинов, Д.А. Ярцев, Г.А. Акимов); трехкомпонентные тензометрические весы (Э.С. Стельмаков, В.А. Ширяев); шахта шумоглушения (В.Ф. Савинов, Р.П. Вавилин); установка для изучения гидрогазоаналогии (Э.С. Стельмаков, А.К. Полубояринов); ударная труба (Ю.С. Марков); комплексная установка для исследования процессов истечения (сопла, струи, эжекторные системы, сосуды, трубопроводы и т.д.) (Г.А. Акимов); вакуумная камера для исследования течений в разреженном пространстве (Г.В. Петухов); установка с подогревом воздуха для испытаний при больших скоростях (Н.А. Цепов, А.А. Тарасюк), высокоточный стенд для измерения расходно-тяговых характеристик сопловых насадков в широком диапазоне параметров (М.Г. Моисеев).

Развитие кафедры (1949-1988). В истории кафедры, которой свыше 30 лет руководил И.П. Гинзбург (с 1949 г. по 1979 г.), можно выделить четыре этапа.

Первый этап (1949-1960 гг.) – период становления кафедры. Штат кафедры постепенно и постоянно увеличивался: 1949 г. – 3 сотрудника (год основания кафедры). Началось регулярное (практически еженедельное) проведение научных семинаров. По приближенной оценке за 30 лет было проведено более тысячи таких семинаров (!). Подобные семинары – важнейшая составляющая научной школы.

Следует отметить, что на протяжении начального этапа развития кафедры исследования по динамике полета ЛА и аэрогазодинамике были приблизительно одинаковыми по объему и масштабам. Первые кандидаты наук на кафедре А.Т. Барабанов (вып. 1952), А.Е. Глекова (вып. 1951), Б.А. Райзберг (вып. 1952), В.А. Санников (вып. 1953). Они стали основными преподавателями кафедры.

Второй этап деятельности кафедры – период с 1961 по 1970 годы. Именно теперь соединились требования эпохи космических исследований, высокий научный потенциал ученого руководителя, его постоянная творческая активность, исключительная работоспособность и замечательные организаторские способности.

Выполнение правительственных программ обеспечило существенное увеличение финансирования исследовательских работ. Штат кафедры к 1970 году достиг 90 человек.

Основным научным направлением в течение многих лет (с 1959 г.) стали исследования сверхзвуковых газовых струй и других задач прикладной газодинамики. Они положили начало большому циклу работ, в которых приняли участие десятки сотрудников кафедры, исследовавших различные виды газоструйных течений. Полученные в течение 20 лет результаты, их значимость для науки и технических приложений (в первую очередь, для ракетно-космической техники) позволили говорить о создании научной школы в этой области прикладной газодинамики.

Сильным импульсом для исследования газовых струй,  явились первые работы в этой области В.Г. Дулова (впоследствии чл.-корр. АН СССР), выпускника ЛГУ (1952). Им был разработан приближенный аналитический метод расчета начального участка сверхзвуковой газовой струи. С этого исследования началось развитие важного направления научных исследований кафедры – газодинамики струйных и внутренних течений.

Установлено, что 1960-е годы (второй этап), образно говоря, были годами выхода кафедры на “расчетную траекторию”: создан научно-педагогический коллектив высококвалифицированных специалистов в области аэрогазодинамики и динамики полета ЛА; организована проблемная научно-исследовательская лаборатория (ПНИЛ), стал регулярно выходить сборник “Газодинамика и теплообмен”, продолжалось развитие НИР. В 1965 г. состоялся первый выпуск инженеров по специальности кафедры.

Следующий (третий) этап развития кафедры – продолжение исследований для современной техники (1970-е годы), обобщение полученных результатов в монографиях и диссертациях по аэрогазодинамике (Г.Т. Алдошин, Г.А. Лукьянов, Ю.П. Савельев, И.А. Белов, В.Н. Усков, А.М. Сизов, В.Н. Емельянов); по динамике управляемых систем – Е.А. Куклев, А.С. Шалыгин.

После кончины И.П. Гинзбурга (1979) начинается четвертый этап истории кафедры. В течение года (1979-1980 г.) обязанности заведующего кафедрой исполнял профессор Юрий Петрович Савельев, а с 1980 по 1988 г., кафедрой заведовал профессор Герман Александрович Лукьянов.

В 1988 г. решением Ученого совета ЛМИ на основе кафедры были созданы: кафедра А5 « Динамики полета ЛА и аэрогазодинамики» (позже – кафедра «Процессов управления»), зав. кафедрой – проф. А.С. Шалыгин, с 2008 г. – проф. О.А. Толпегин; кафедра М4 (ныне А9) «Газодинамических устройств» (позже – кафедра «Газоплазмодинамики и теплотехники»), зав. кафедрой – проф. Г.А. Лукьянов, далее проф. В.Н. Усков, ныне проф. В.Н. Емельянов; научно-исследовательский центр, руководитель – проф. А.М. Сизов; концерн «Струйные технологии»  канд. техн. наук С.И. Жигач.

Научно-педагогическая школа в последующие годы не только сохранилась, но и продолжала развиваться.

Развитие газодинамики сверхзвуковых  струйных течений  ЛА. Сильнейшим  стимулом  развития  газодинамики струйных течений в 50-х годах ХХ столетия явилась необходимость решения целого ряда проблем аэрокосмической техники. В последующие годы область приложений быстро увеличивалась, включая в себя вопросы проектирования газоструйных аппаратов, разработку технологических процессов (например, в металлургии), создание газодинамических излучателей звука, использование высокоскоростных газовых струй для бурения горных пород и т.д.

В результате исследований сверхзвуковых струйных течений получены следующие результаты, внедренные в инженерную практику:

  1. Проанализирована качественная картина течения (ударно-волновая структура) на начальном участке сверхзвуковых газовых струй, характерных для реактивной техники: односопловых (В.Г. Дулов), составных (А.Л. Исаков, А.М. Сизов), встречных (О.С. Зеленков, В.И. Погорелов (каф. 1), Е.И. Соколов), со спутным потоком (Б.Н. Собколов).
  2. Разработаны методы расчета основных геометрических и газодинамических параметров: граница струи, положение и форма ударных волн, распределение параметров в характерных областях струи (В.Г. Дулов, Б.Н. Собколов, Г.А. Акимов, В.Н. Усков).
  3. Выявлены режимы течений и структура ударных волн при натекании сверхзвуковой нерасчетной струи на преграду (отражатель) (Г.А. Акимов, В.Н. Усков, Е.И. Соколов).
  4. Разработаны методы расчета взаимодействия газовых струй с поверхностями различной формы: отражателями, элементами ЛА (Г.А. Акимов, В.И. Погорелов (каф. 1), В.Г. Дулов, Е.И. Соколов).
  5. Обнаружен режим автоколебаний («сильная неустойчивость») при взаимодействии нерасчетной струи с преградой. Установлены условия его возникновения. Разработаны методы оценки пульсаций давления на поверхности преграды (Б.Н. Собколов, В.Н. Усков, Б.Г. Семилетенко – экспериментальные исследования; В.Г. Дулов, В.Е. Кузьмина, С.К. Матвеев (ученики И.П. Гинзбурга из ЛГУ) – теоретические разработки).
  6. Анализ научной и прикладной значимости полученных результатов позволил заключить, что создана школа газодинамики сверхзвуковых струйных течений.

Гидрогазодинамика и газодинамика старта ЛА.  В связи с развитием конструкций ЛА различных классов существенно изменились типы стартовых комплексов. Гидрогазодинамика старта ЛА наиболее детально изучалась с 1958 года аспирантами В.М. Супруном и М.Г. Моисеевым, позднее – В.А. Суриным, Р.Н. Когтевым, С.И. Жигачем, В.И. Михайловым (1969). Инженерами А.И. Старшиновым и Г.А. Акимовым (1959) были спроектированы стенды для определения присоединенных масс и присоединенных моментов инерции. Аспирант В.А. Зазимко разработал метод расчета газодинамического процесса на начальном этапе движения ЛА.

Обобщающее исследование в 1965-1970 выполнил Г.Т. Алдошин (докторская диссертация), разработаны методы расчета динамических и тепловых нагрузок на ЛА и типовой стартовый комплекс.

Внутрикамерные процессы. Газодинамика РДТТ. Первые исследования внутренней газодинамики РДТТ были выполнены (1960-64) Б.А. Райзбергом и К.П. Самсоновым, в работах которых была дана теоретическая постановка задач.

Оригинальное экспериментальное исследование процесса выполнил В.М. Соболев
(1960-е гг.). В 1965–1967 гг. в ЛМИ был создан ряд модельных установок для исследования внутренних течений в проточных частях камер сгорания (В.Н. Емельянов, сотрудники и ученики: Ф.Ф. Спиридонов, Б.Я. Бендерский, В.В. Обжерин и др.). Ключевые исследования В.Н. Емельянова(1970 г.) и его учеников, обобщивших многие проблемы внутрикамерных течений, позволяют говорить о становлении научной школы в этом направлении прикладной газодинамики.

Течения в донной области летательного аппарата  и  следа  за  ЛА.  Исследование  этой  проблемы  в 1961 г. начал Ю.П. Савельев с инженерами Г.И. Дедовым и Т.Г. Опариной. Им были проведены экспериментальные исследования на различных моделях соплового блока и межсоплового объема, разработан приближенный метод расчета донного давления (1964).

Для экспериментального исследования ближнего следа была создана и отлажена установка (малая баллистическая трасса), на которой работали аспиранты и сотрудники Ю.П. Савельева – А.Н. Журкин, Д.А. Ярцев, И.М. Фадин, М.М. Степанов (1970-е гг.).

Физическая взаимосвязь течения во внешнем пограничном слое на поверхности тела, в его донной области и в области следа была детально исследована в работах Ю.П. Савельева в 1970-е годы.

Наиболее полные исследования донного давления и течения газа в области следа в 1980-е годы были выполнены сотрудниками Ю.П. Савельева – А.Н. Журкиным (руководство стендовыми испытаниями), Д.А. Ярцевым (измерительные комплексы повышенной точности), М.М. Степановым (метод расчета дальнего следа при существенной химической неоднородности среды).

Пограничный слой и отрывные течения при движении газа в сопловом насадке детально исследовались М.Г. Моисеевым и сотрудниками (Е.А. Никуличева, В.С. Суминова, В.Ю. Соловьев). На специальном стенде с высокой точностью определялись расходно-тяговые характеристики управляющих сопел в широком диапазоне параметров (с 1960-х гг.).

Исследования нестационарных ударных волн. Основные теоретические исследования в этом направлении были выполнены А.К. Полубояриновым (с 1960-х гг.) и его учениками Ю.М. Циркуновым, А.И. Котовым, П.П. Андреевым – решение задач о движении и отражении ударных волн от поверхностей.

Формирование ударной волны экспериментально исследовано Ю.С. Марковым (1960-е гг.) и А.И. Цветковым (1970-е годы).

В инженерную практику внедрен метод расчета пусковой ударной волны РД.

Теория взаимодействия газодинамических разрывов. Проблема относится не только к сверхзвуковым нерасчетным газовым струям, но и к тем процессам и течениям, где возможно формирование и распространение газодинамических разрывов. Детальное исследование проблемы впервые было начато в 1970-е годы В.Н. Усковым, завершено в 1980-е – 90-е годы. В работе дается обобщение различных задач о пересекающихся разрывах. Возможные ударно-волновые структуры сводятся в одну условную обобщенную структуру, из которой каждый конкретный случай выделяется с помощью интерференции разрывов. Расчет газодинамических параметров течения в окрестности точки пересечения сводится к решению трансцендентного уравнения интерференции, общего для различных видов пересечения. Производится теоретический анализ областей определения и изменения решений уравнения интерференции, обсуждаются критерии перехода в ударно-волновых структурах и дается их математическая формулировка.

Прикладное значение теории взаимодействия разрывов раскрыто в работах учеников профессора В.Н. Ускова (А.В. Омельченко, А.О. Кожемякина, М.В. Чернышова и др.): созданы методы расчета сверхзвуковых течений с локальными ударно-волновыми взаимодействиями.

Сверхзвуковые  струи  плазмы.   Исследования  плазменных струй были начаты в конце 1960-х годов. Под руководством Г.А. Лукьянова (ключевое исследование) были выполнены экспериментальные исследования структуры газодинамических и электрофизических параметров струй плазмы различных газов (аргон, гелий, азот, водород). Структура и параметры плазменных струй существенно зависят от способа их получения. Различают электротермические и электромагнитные источники плазмы. Газодинамическая структура сверхзвуковых струй плазмы электротермических источников (плазмотронов) в основных чертах аналогична структуре сверхзвуковых газовых струй. Электромагнитные источники отличаются большим разнообразием конструкций и диапазонов основных параметров. Это приводит к заметному различию в газодинамической структуре и параметрах генерируемых ими струй.

Исследования плазменных струй, были выполнены под руководством Г.А. Лукьянова группой его сотрудников: Г.В. Петуховым, В.В. Сахиным, В.В. Назаровым, Вяч.А. Коробковым, И.В. Шаталовым, С.И. Иголкиным, В.И. Кисловым, Г.М. Жинжиковым и другими.

Турбулентные  газовые  струи.   Аэроакустика.  Новая модель турбулентного переноса для струи была разработана В.А. Зазимко (1970-80 гг.).  Практическая проверка для струй с различным химическим составом была выполнена А.В. Клочковым (1980-е годы). Метод В.А. Зазимко дает возможность состыковать расчет начального участка (ударно-волнового) сверхзвуковой струи и основного (турбулентного).

Используя метод В.А. Зазимко, в последующие годы В.К. Ерофеев и В.В. Григорьев провели серии экспериментов по определению акустического излучения газовых струй на различных участках струи. В их работах были разработаны физические и математические модели процессов и выполнены численные расчеты по распределению газодинамических параметров в различных сечениях струи и акустических параметров звукового поля, генерируемого этим потоком. Обобщающее исследование выполнено В.К. Ерофеевым.

В группе И.А. Белова был выполнен цикл работ (с 1970-х гг.) по численному моделированию взаимодействия газовых потоков с телами нетрадиционной формы, когда формируются отрывные зоны, меняющие характер обтекания вблизи тела.

Преднамеренное формирование обладающих высокой устойчивостью и интенсивностью отрывных зон вблизи обтекаемых тел за счет вынесения перед ними насадок различной геометрии, размещения на их поверхности надстроек и др. дает возможность существенно улучшить аэродинамические характеристики, в частности, уменьшить их лобовое сопротивление.

Особо следует выделить исследования С.А. Исаева, развившего численный эксперимент применительно к проблеме управления течениями сжимаемой и несжимаемой жидкостями. Многие работы С.А. Исаева, посвященные численному эксперименту в гидрогазодинамике отрывных течений, были обобщены позднее в ряде монографий и публикаций.

Исследования теплообмена струи с преградой. Работы в этом направлении проводились с 1963 года; обобщающее исследование было выполнено Г.Ф. Горшковым в 1970-1980-е годы.

Поскольку результаты критериальной обработки опытных данных и полуэмпирические методы расчета применяются ограничено, возрастает роль физического эксперимента.

При расположении преграды в пределах начального участка струи характер изменения теплообмена зависит от режима обтекания. При стационарном обтекании при удалении преграды от сопла наблюдается уменьшение коэффициента теплоотдачи . На режиме сильной неустойчивости значение  (осредненное во времени) возрастает и достигает максимума. Полученные критериальные зависимости для коэффициента теплоотдачи (Г.Ф. Горшков, И.А. Белов, В.С. Терпигорьев) применяются в практике тепловых расчетов.

Двухфазные газовые струи и течения. Исследования тече ния в сверхзвуковых двухфазных струях были начаты в 1960-е годы (Т.Н. Рябинина, Л.И. Шуб, Вяч.А. Коробков).

В 1980-1990-е годы оригинальный цикл работ по аэродинамике двухфазных течений выполнил Ю.М. Циркунов с сотрудниками (Н.В. Тарасова, А.Н. Волков).

Среди результатов, получивших международное признание, следует выделить:

– развитие «полного Лагранжева» подхода к описанию движения примеси в газовом потоке, обтекающем затупленные тела;

– применение усовершенствованного метода универсальных рядов для расчета сжимаемого пограничного слоя;

– развитие численных и кинетических моделей для описания газовзвесей с учетом столкновения частиц.

В 1990-е годы в ЛМИ – БГТУ К.Н. Волковым и В.Н. Емельяновым было проведено численное моделирование движения примеси и теплообмена запыленного потока газа со стенкой в окрестности критической точки. Исследовано влияние дискретной компоненты на пульсационные характеристики турбулентности. Представлены результаты расчетов коэффициента теплоотдачи в зависимости от отношения теплоемкости фаз, концентрации и размера частиц примеси. Разработан метод расчета коэффициента теплоотдачи в критической точке (В.Н. Емельянов).

Применение сверхзвуковых струй в технологических процессах.  Применение сверхзвуковых струй с целью интенсификации металлургических процессов наиболее полно исследовал А.М. Сизов с 1970-х годов.

На основе полученных результатов были даны рекомендации, схемы и конструкции устройств для ряда промышленных предприятий (Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Западно-Сибирский комбинат и др.).

Вопросы и проблемы прикладной газодинамики многократно обсуждались на семинарах, конференциях, совещаниях и т.д. Как показал обмен информацией, оригинальные труды ученых ЛМИ (БГТУ) заняли достойное место в этой области научного знания.

Научная школа по динамике полета. Профессор Исаак Павлович Гинзбург в БГТУ «Военмех» в течение 30 заведовал кафедрой аэрогазодинамики и динамики полета. Под его руководством развивались два научных направления: аэрогазодинамика и динамика полета и управления движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Исаак Павлович воспитал ряд крупных специалистов и ученых в области динамики полета.

Барабанов Александр Трифонович. Окончил «Военмех» и математико-механический факультет ЛГУ, аспирантуру. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. – докторскую. Профессор. Специалист в области самонаведения ЛА. С 1958 г. работал в ЦНИИ «Гранит»: старший научный сотрудник, начальник лаборатории и научно-исследовательского отдела. Создавал комплекс противокорабельных крылатых ракет «П-6», «Гранит». Основным направлением его научных исследований является разработка и развитие методов анализа динамики процессов управления в системах управления полетом БПЛА. После переезда в Севастополь работал заведующим кафедрой технической кибернетики в Севастопольском государственном техническом университете.

Куклев Евгений Алексеевич. Окончил Казанский авиационный институт по специальности инженер-механик по самолетостроению. После переезда в Ленинград работал в БГТУ «Военмех» у И.П. Гинзбурга. В 1980 г. защитил докторскую диссертацию, профессор. Перешел работать в Академию Гражданской авиации. Был проректором по научной работе, заведующим кафедрой механики. Читает лекции по гироскопическим приборам, динамике полета, аэродинамике самолетов. Известный специалист в области моделирования случайных процессов, авиапроисшествий и катастроф в гражданской авиации.

Шалыгин Аркадий Сергеевич. Окончил Ленинградский механический институт в 1961 г. Работал на заводе «Арсенал» с 1961 по 1963 г., с 1963 по 1966 г. обучался в аспирантуре ЛМИ, с 1966 г. по настоящее время работает в БГТУ «Военмех». С 1988 по 2009 – заведующий кафедрой А5. Д. т. н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), академик МАН BШ. Специалист в области динамики полета и управления движением. Руководитель научной школы и научного направления, по которому защищено его учениками 3 докторских и 17 кандидатских диссертаций (докторские: Кабанов С.А., Палагин Ю.И., Бородавкин В.А; кандидатские: Сухинин Н.Е., Куприянов В.А., Нечиталюк И.Я., Фомичев В.Н., Федотов С.В., Капитонов Ю.А., Кукушкин М.П., Меньков Ю.Л., Кабанов С.А., Палагин Ю.И., Бородавкин В.А., Цыганкова И.Л., Микрюкова В.И., Спирова Г.Г., Петрова И.Л., Яо Дзюнь, Пономарев А.Н.). Им разработаны прикладная теория статистического моделирования динамики БПЛА, параметрическая теория случайных полей воздействий в динамике ЛA, разрабатывается теория прогнозируемых моделей ситуационного управления в динамике.

Автор 5 монографий и 24 учебных пособий, более трехсот научных статей, тридцати авторских свидетельств на изобретения.

Кабанов Сергей Александрович. Окончил кафедру А5. Работал в КБ «Арсенал», затем два года в Академии гражданской авиации. С 1978 г. работает в БГТУ. Прошел путь от аспиранта до доктора технических наук. Профессор на кафедре систем обработки информации и управления. Специалист в области динамики полета, методов оптимального и стохастического управления. Автор 97 печатных работ, из них 15 статей в журналах РАН, 9 учебных пособий, 2 монографии.

Палагин Юрий Иванович. Закончил кафедру ракетостроения БГГУ в 1971 г. В 1974 году поступил в аспирантуру на кафедру А5. Кандидатскую диссертацию защитил в 1977 г., докторскую – в 1992 г. Работает а Академии ГА заведующим кафедрой интермодальных перевозок и логистики. Заслуженный работник высшей школы РФ. Специалист в области динамики полета, параметрической теории случайных полей, логистики. Автор более 130 печатных работ, в том числе 5 монографий.

Толпегин Олег Александрович. Окончил кафедру А5 в 1970 г. Два года работал в ЦНИИ «Гранит», закончил аспирантуру на кафедре А5. Прошел путь от ассистента до профессора. Д.т.н., Застуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), академик МАН BШ и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Три года был деканом факультета «Авиа- и ракетостроения», с 2004 по 2009 работал проректором БГТУ по научной работе. В 2009 г. сменил А.С. Шалыгина в должности заведующего кафедрой А5. Специалист в области динамики полета и управления движением БПЛА, методов оптимального управления и дифференциальных игр.

Автор 124 печатных работ, среди них 9 авторских свидетельств на изобретение, 18 учебных пособий и 3 монографии.

Бородавкин Вячеслав Александрович. В 1975 г. закончил Кировский политехнический институт, в 1980 г. – очную аспирантуру Ленинградского механического института по кафедре А5. За более чем тридцатилетний период работы в Военмехе прошел путь от младшего научного сотрудника до доктора технических наук, профессора, декана факультета «Авиа- и ракетостроение», директора Института ракетно-космической техники. В настоящее время является первым проректором – проректором по учебной работе университета. Специалист в области динамики и управления полетом летательных аппаратов, создатель нового научного направления оценки и повышения точности и помехозащищенности высокоточных беспилотных летательных аппаратов на основе оперативного учета информации об условиях их применения.

В списке научных трудов более 150 наименований, среди которых 6 учебных пособий, статьи в отраслевых и академических журналах, отчеты по правительственным НИР, 4 авторских свидетельства на изобретения, свидетельство об официальной регистрации программы.

Санников Виталий Андреевич. Деятельность В.А. Санникова занимает особое место на кафедре А5, окончив с отличием в 1953 г., поступил в аспирантуру к И.П. Гинзбургу. По совместительству стал ассистентом на кафедре теоретической механики у профессора Б.Н. Окунева. В 2013 г. был отмечен 60-летний юбилей непрерывной работы профессора В.А. Санникова на кафедре. В.А. Санников автор многих исследований, он преподает по направлениям: динамика движения ЛА, надежность ЛА, динамика КЛА, баллистика ракет.

Рютин Валерий Борисович. Кафедру А5 закончил в 1970 г. Был оставлен И.П. Гинзбургом в аспирантуре. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию и был направлен в КБ Машиностроения (г. Коломна Московской области). С 1990 г. по 2008 г. начальник научно-теоретического отделения КБМ. Специалист в области вооружения и военной техники. Внес большой вклад в разработку изделий предприятия: ПЗРК, ПТУРС, ОТР и др. Автор двух научных открытий. Сейчас является заместителем начальника КБМ по управлению персоналом.

Башкеев Николай Иванович. Закончил кафедру А5 в 1970 г. и с тех пор работает в НИИ командных приборов. Прошел путь от инженера до заместителя главного конструктора, заместителя директора по научной работе, к.т.н. Специалист в области разработки гироскопических и электромеханических приборов для систем управления космических аппаратов. Заслуженный машиностроитель РФ, Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники.

В настоящее время кафедра А5 продолжает готовить специалистов, бакалавров, магистрантов и аспирантов по динамике полета и управлению движением летательных аппаратов различных классов.